Профессиональные сёги

| English |
Профессиональные титульные | Профессиональные нетитульные | Женские профессиональные
Заработки профессионалов | Количество игроков в странах ФЕСА
Реестр профессионалов
Рейтинг-лист профессионалов | Рейтинг-лист ФЕСА
Сеги и шахматы | Шахматные часы
О профессионалах | Правила игры в сеги | Сеги в СМИ | Сёги на русском языке
О Японии | Правила логических игр | Свадебные юбилеи

Сайт находится в стадии реорганизации. Приносим извинения за временные неудобства

Шахматные часы

Шахматные часы – это прибор для осуществления отсчета и контроля времени, затрачиваемого игроками на обдумывание ходов, в таких настольных играх как шахматы, шашки, го, рэндзю, сёги (японские шахматы), сянци (китайские шахматы) и других. Первоначально такие часы наши применение в шахматах, в силу чего и получили свое название «шахматные часы». В последствии шахматные часы стали использовать и в других настольных логических играх: шашках, го, сёги, сянци, рэндзю и др.

Шахматные часы были изобретены англичанином Т.Уилсоном из Манчестера во второй половине 19 века. До этого времени организация контроля времени осуществлялась при помощи песочных часов, об удобствах которых говорить не приходится. До использования песочных часов шахматные партии проводились без ограничения времени, что доставляло массу неудобств организаторам турниров, зрителям, да и самим участникам. Иногда соперники размышляли над ходами по нескольку часов, и партии могли продолжаться более суток. Нередки были случаи, когда кто-либо из игроков мог заснуть прямой за доской.

Однако стремительно развивающееся индустриальное общество предъявляло более строгие критерии к оценке времени, что нашло отражение в изобретении шахматных часов и внедрении их в турнирную практику. Впервые шахматные часы были применены на Международном турнире по шахматам в Лондоне в 1883 году. С тех пор шахматные часы стали неотъемлемым атрибутом соревнований, хотя следует заметить, что на рубеже 19 и 20 веков многие мастера пользовались шахматными часами без энтузиазма.

Механические шахматные часы, которыми начали пользоваться более 120 лет назад, неоднократно совершенствовались по внешнему оформлению и используемым материалам, однако сам принцип функционирования шахматных часов остался практически неизменным. Два часовых механизма (каждый со своим циферблатом), заключенных в общий корпус и оснащенные кнопочно-рычажной системой для их поочередного пуска и остановки, представляют собой механические шахматные часы. Игрок, сделав ход, нажимает на кнопку, останавливая тем самым ход своих часов (своего часового механизма) и одновременно включая часовой механизм соперника. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени. О приближении к концу установленного лимита времени сигнализирует флажок (обычно красного цвета), прикрепленный к циферблату таким образом, что за 2-3 минуты до истечения времени, установленного регламентом, его начинает поднимать минутная стрелка. Падение флажка (возвращение его в вертикальное положение) свидетельствует о том, что время игры истекло.

Механические шахматные часы пользуются большой популярностью и в наше время, в первую очередь благодаря их надежности, простоте конструкции и относительно невысокой стоимости. Однако в серьезных соревнованиях все чаще применяются электронные шахматные часы, обладающие гораздо более широкими функциональными возможностями.

Электронные шахматные часы появились в 80-х годах прошлого столетия. Самые простые модели электронных часов отличаются от механических образцов лишь принципом работы часовых механизмов. Часовой механизм сменился электронным таймером, и функции стрелок и флажков выполняет цифровая индексация. Электронный таймер отображает реальное время, остающееся у игрока до окончания контроля времени. Цифры 0:00 на табло электронных часов, равносильные падению флажка на механических шахматных часах, свидетельствует о том, что игрок просрочил время и проиграл партию.

Современные электронные шахматные часы обладают рядом функций, которых физически не может быть у их механических предшественников. К таким функциям можно отнести:
- поддержка разнообразных систем контроля времени, в том числе контролей с добавлением времени (Бронштейна, Фишера, беёми);
- подсчет сделанных игроками ходов;
- сигнализирование о цейтноте и о просрочке времени и т.д.

E-mail | ©2006 Андрей Касперович


Сайт создан в системе uCoz